На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Харченко
    Коты под дверь по две-три штуки в день тащат землероек, но не едят ихЯдовитые животные...
  • Андрей Баканин
    В начале статьи говорилось о 429 видах МЛЕКОПИТАЮЩИХ! А потом только об оленях, львах, морских слонах и кроликах. Все...Могут ли самки бы...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    "Миссионерская церковь копимизма" - мАлАдцы, где записаться?)) Давным давно, на заре интернета, когда пираты были еще...10 самых странных...

Астроводы. Часть 2. Астро.(Кисловодск-Архыз. )

Акт 2. Архыз.

Через несколько дней отдыха в Кисловодске, нам надлежало прибыть снова на вокзал Минвод, откуда автобус должен был доставить «астрогруппу» в Архыз. Самая насыщенная и познавательная часть путешествия начиналась именно здесь.

1.       Наблюдения в полях.

Астротур. Астрогруппа путешественников.

Мы предполагали, что будем в дремучем меньшинстве. Что нас ждут встречи со звездочетами  в колпаках и  мантиях, в очках и  с бородами.  При знакомстве же выяснилось, что уровень познаний о космосе примерно у всех одинаковый. Мы все оказались  довольно дремучи, за исключением нескольких человек и организаторов поездки. Собственно, для ликвидации безграмотности, ежевечерне нам читали лекции профессиональные астрономы. Люди, увлеченные своим делом, обычно интересно рассказывают о предмете своего изучения. Именно такими были наши лекторы, так что прогульщиков не было. Темы лекций были разные, чтобы не сильно утомить неподготовленных слушателей: немного про Солнечную систему, немного про историю наблюдений, немного о Вселенной. Мне кажется, без вот такой «академической составляющей» тематика поездки немного размылась бы.

***

День.

До этого мая я ни разу не видела солнце так близко и так отчетливо.

Всего один день был достаточно погож для такого мероприятия, как наблюдение в солнечный телескоп  Coronado 60. На телескоп установлена специальная линза, через которую наблюдения за дневным светилом вполне реальны без риска выжечь глаза.

 Когда только подходишь к снаряду окуляру, вообще не понимаешь, что происходит. Красно-оранжевое нечто – все, что ты видишь. Но постепенно, совершенно волшебным (да-да, волшебным) образом, по краям тела уже становятся видны тонкие волосинки-протуберанцы. Сама поверхность этого «нечто» уже не выглядит монолитно-однообразной: на поверхности различима грануляция, и даже (повезло!) темные пятна. Как в любом деле, в наблюдениях важна сноровка : в среднем, каждый наблюдатель-неофит был способен увидеть протуберанцы через три-четыре минуты от начала наблюдения.

Ночь.

Ночи новолуния темные, особенно если рядом нет цивилизации. Настолько темные, что если проснуться ночью и открыть глаза, то не сразу поймешь: открыты ли ни или по-прежнему нет. Как будто продолжаешь спать наяву.  С улицы слышен перезвон колокольчиков: на лошадей и коров  надевают колокольчики, с которыми они не расстаются никогда.  Пасется скот по всей территории круглосуточно. И вот эти их колокольчики – то ближе, то дальше (как будто через туман) а то и совсем над ухом –еще дальше уводят от реальности происходящего.

С ночными наблюдениями дела обстояли не очень: почти все ночи были «испорчены» перистыми облаками. Приходилось выжидать, когда, наконец, небо прояснится. И пара ночных бдений увенчалась-таки успехом. Причем, посмотреть на ночное небо мы могли аж в два разных телескопа, сравнить впечатления. Так, мы по очереди прикладывались к окуляру, изучая шаровые скопления, туманности, двойные звезды, снова туманности, красных и голубых гигантов…

Каждый раз кураторы нам сообщали: «Такой-то объект, столько-то тысяч световых лет». Иногда и миллионы.  Самое интригующее в этом всём, что ты смотришь не только в пространство, но во время, в очень далекое. В повседневной жизни мы не оперируем такими понятиями в принципе: все, что мы видим, происходит, в основном, здесь и сейчас. Но совсем не так при взгляде в небо. В один момент в твоем окуляре может оказаться два объекта, разделенных между собой миллионами световых лет. Разве это не очаровательно?

2.      Астрономический Архыз. БТА и РАТАН.

Среди прочего, в программе поездки были две важных экскурсии. Это были экскурсии в Специальную астрофизическую обсерваторию РАН: к Большой большому Телескопу Азимутальному и к радиотелескопу РАТАН-600.

БТА – самый большой оптический телескоп в Евразии на данный момент.

Конструкции телескопа выполнены на заводе ЛОМО, оригинальная надпись до сих пор видна.

Диаметр зеркала -6,0 м. В 1970-х годах это зеркало по железной дороге доставили с завода в Лыткарино до Ростова-на-Дону, а оттуда – с величайшей осторожностью – автотранспортом к месту установки.   Специально для этого была построена дорога с соблюдением необходимого продольного уклона.  Примечательно, что таких зеркала было два, и их меняли. Одно из них уже в недавнем прошлом пытались снова отполировать на том же заводе, однако, технические требования не были соблюдены, и зеркало в итоге стало непригодным к использованию. Об этой истории с понятным раздражением  рассказывают экскурсоводы БТА. В итоге, «обновленное» зеркало снова сняли и работают на старом.

«РАТАН-600» - тоже телескоп Специальной астрофизической обсерватории. Диаметр рефлекторного зеркала тут 600 метров, что следует из названия.

Это совсем не похоже по виду на более привычный оптический телескоп.

Тут требуются технические пояснения: работа в сантиметровом диапазоне волн требует зеркального телескопа; размеры зеркала определяются исходя из необходимой разрешающей способности. При использовании традиционного параболического зеркала для получения высокой разрешающей способности требуется телескоп диаметром порядка сотен метров и более. Стоимость такого зеркала оказывается очень высокой. 

Для снижения стоимости необходимо расположить зеркало рядом с землёй и сделать конструкцию не очень высокой. Это приводит к идее зеркала, набранного из вертикальных полосок, выстроенных вдоль некоторой кривой на поверхности земли. 

Телескоп в регулярном режиме используется для наблюдения за близкими объектами – Солнцем, в частности, но так же позволяет отслеживать объекты до самого начала, т.е. до горизонта событий.

Пока нас довольно быстро водили по деталям-экспонатам этого телескопа, я только успевала удивляться, как все механизмы точно работают. Очень многие вещи, как были установлены и отлажены еще в 1970-х, так и работают до сих пор. Солнце подвинулось – подвинь колышек – запиши в журнал – вот он тут и лежит. Все это не очень вяжется с цифровизацией и модернизацией.

Вообще, у меня было весьма смешанные чувства после посещения этих двух колоссальных объектов. Гордость? Радость приобщения к Науке?

Наверное, прежде всего  я ощутила печаль. Оба этих объекта были построены около 50 лет назад, с огромными усилиями. Сейчас было бы много проще построить такие телескопы, с использованием современных средств. Можно было бы переоснастить и перевооружить и эти, заменив ручной труд автоматикой, например.  Однако, пока ничего не делается. История с зеркалом БТА остается единственной заметной попыткой улучшить условия наблюдений за последние годы, хоть и неудачной.  На контрасте с увиденным в Архызе по-другому воспринимаются новости о новых телескопах в Чили, США, Китае, о новом супер-телескопе с зеркалом на двух континентах, которое уже строят в Австралии и ЮАР.

3.    Бизнес по-черкесски

В Архыз туристы поехали массово только в прошлом году. Так говорят местные. И есть основания доверять их словам: гостиницы, сервис, инфраструктура – все сделано «на  скорую руку». Турбаза, где мы поселились всей нашей группой в 25 человек, представляла собой одноэтажное здание с поставленными в ряд номерами-тройками и общей галереей. В каждой комнатке было по три кровати. И по три крючка. Турбаза же – какие вам еще тумбочки?!

Как мы поняли позже, несомненным козырем хозяев было наличие горячей и холодной воды (пусть и по часам), туалета и душа. В окрестностях больше ни одного общественного туалета нам не встретилось. Считать переполненные деревянные кабинки за туалет я категорически отказываюсь, к ним и подойти-то сложно. В заведениях общепита тоже сантехприборы отсутствовали, а рукомойники были ну такие…классические: емкость с водой  и клапан снизу. Акваманилы, как их называли раньше.

Подход к бизнесу тоже весьма специфичен. Если договорились накануне, что лошади должны быть готовы к 11, не стоит ждать, что они будут готовы к этому времени. Вот придете – тогда и начнем собирать табун. А если вдруг пообедать – это пожалуйста. Только вот про то, что электричества нет, и кофе не будет, вам вряд ли скажут, пока сами не поинтересуетесь. Ну а раз нет электричества, то и салат из свежих овощей, пожалуй, тоже вам готовить не станут – заодно с кофе. Просто так.

И так во всём, и так повсюду. И это не злит  – это удивляет и даже забавляет. Избалованный «заграницами» турист к такому подходу просто не привык.  Зато, какая природа!

Когда говорят «горы», чаще всего представляешь статичную картину: вечные скалы с нетающими снежными шапками.  На деле же, никакой статичности тут нет.  Пейзаж сменяется постоянно, картина за картиной. Сначала идешь – тихая  долина, пастбище, пологие склоны. Уже за поворотом  перед тобой вырастает гигант Пшиш . А под ним - бурливая речка гипнотизирует переливами света.  А еще через пару сотен метров вдруг оказываешься в глухом ельнике, откуда  выбираешься на шум водопада.

 

Эпилог.

Между прибытием в Минводы и вылетом домой у нас было немного времени. Эту «сдачу» в пару часов мы потратили на посещение маленького городка Железноводска. Снова мы оказались «на водах»:  в уютном месте, напомнившем о начале нашей поездки. Здесь было приятно поставить точку в нашем путешествии.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх