Есть ли после этой жизни какая-то другая? И если ответ «да», можно ли к ней подготовиться? Не только Homo sapiens мучается этим вопросом — об этом задумывались еще его предки. О развитии представлений о загробном мире археологи делают выводы по погребальному инвентарю: предметах, которые удается найти в захоронениях.
Метафоры возрожденияОхра. Тела неандертальцев в захоронениях обычно обнаруживают лежащими в позе сна или зародыша — вероятно, предки человека верили во временность смерти и возможность возвращения к жизни. Во французской коммуне Ла-Шапелль-О-Сен в 1908 году нашли тело мужчины из среднего палеолита, которое было посыпано красной охрой и обложено кварцем. Природный пигмент гидрата окиси железа и глины с оттенками от желтого до красного до сих пор имеет символическое значение для, например, австралийских аборигенов. Красная охра напоминает кровь — возможно, посыпая ею тела, древние люди выражали надежду, что однажды умерший вновь оживет и кровь снова потечет по его венам, пишет историк Андрей Зубов в работе «Доисторические и внеисторические религии».
Кремень. Археологи находили в захоронениях неандертальцев, помимо орудий труда, и куски необработанного кремня — их клали под голову покойника как подушку. Возможно, эти камни должны были стать материалом для орудий, которые человек бы изготовил уже после смерти. Зубов считает кремень метафорой и пишет: «В кремне как бы покоится, таится огонь. Так же и в человеке... пребывает огненная, стремящаяся к небу духовная энергия. Со смертью эта энергия освобождается и устремляется к своему первоисточнику». Следы костров находят в захоронениях начиная от среднего палеолита до позднего Средневековья — угольные прослойки есть даже в славянских захоронениях. Историк Татьяна Панова в книге «Царство смерти» о русских похоронных обрядах отмечает языческую веру в очистительную силу огня.
В Померании из страха, что после смерти мертвец станет вампиром или ревенантом, в могилу клали рыболовную сеть, кусок бумаги с незаконченной песней, молитвой или стихом из Библии
Раковины. В захоронениях верхнего палеолита находят много раковин: к примеру, могила мужчины в Моравии возрастом 25 000 — 30 000 лет засыпана ракушками. Во-первых, они могли служить украшением. Во-вторых, трубчатые моллюски по форме напоминают мужские половые органы, а двустворчатые моллюски и раковины каури — женские. Вместе они символизируют плодородие и начало новой жизни, и их присутствие в могиле дает надежду на будущее возрождение.
Цветы, злаки, зерно и хлеб. Традиция возложения цветов на гроб или могилу умершего восходит еще к неандертальцам. К примеру, в руке юноши, найденном возле Мустье (юго-запад Франции) обнаружили следы лекарственных растений. В Иране в пещере Шанидар в неандертальском захоронении на груди скелета лежали поздние весенние цветы, которые сохранились из-за сухого климата. Мирча Элиаде пишет, что 10 000 — 13 000 лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием, в захоронениях появились злаки, жареное зерно. Зубов уверен, что как цветы, так и колосья и зерна символизируют победу над смертью — каждую осень растения умирают и каждую весну вырастают снова.
Загробная жизньМасло. Количество погребального инвентаря в неолите (поздний каменный век — от 9500 до 2000 лет до н. э.) сократилось, однако в могилах того времени регулярно находят маленький сосуд, в которых, видимо, находилось растительное масло. Впервые такие «масленки» появились примерно в VI–V тысячелетии до н. э. в Месопотамии. Зубов подчеркивает, что масло являлось на тот момент обязательным атрибутом жизни человека в пустыне — позволяло работать под палящим солнцем. По мысли историка, в загробном мире масло должно было врачевать уже не тело, а душу человека, измученную жизнью в жестоком и несовершенном мире. К древним «масленкам» в могилах восходит традиция использования елея в богослужебных практиках.
Ушебти. Керамические, деревянные и каменные статуэтки регулярно находят в египетских захоронениях — их число в одной могиле или гробнице могло составлять от нескольких штук до сотен. Часто их старались сделать похожими на умершего. Согласно египетской мифологии, кукла ушебти могла на один день в году заменить усопшего на работе в полях Осириса, царя загробного мира. Именно поэтому египтяне старались достать как можно больше ушебти, чтобы освободить себя от работы. Инструкции по оживлению слуг есть в папирусах (в том числе в египетской Книге мертвых) и стенах гробниц. Подробнее о теме в нашей статье «История вещей: Книга мертвых».
Обол Харона. В мифологиях разных народов распространена идея о путешествии в загробной мир в лодке. Перевозчику, которого у греков и римлян звали Харон, нужно заплатить. Для этого мертвецам в последний путь давали обол — медную, серебряную, золотую или бронзовую монету. Ее клали в рот умершему, а в случае кремации обол лежал рядом с урной. Обычай был распространен не только на Ближнем Востоке, в Греции и Риме, но и среди германцев и кельтов, а Панова пишет об оболах в захоронениях славян на северо-западе Древней Руси. Возможно, кошельки с серебром в курганах кочевников на Ближнем Востоке и монеты в погребальных ладьях викингов играют сходную роль. Что до бумажных денег, то в записях Марко Поло есть рассказ о сожжении купюр во время китайской похоронной процессии — вероятно, только в таком виде они могли оказаться полезными покойнику.
У североамериканских индейцев имена мертвых запрещалось произносить, а все материальные напоминания о них хоронились вместе с телом
Лодка. В 1954 году у подножия пирамиды Хеопса нашли тайник с деталями лодки — предположительно, она могла служить как транспорт фараона в подземном царстве. Позже археологам удалось достать из тайника части еще одной солнечной барки. У германцев, франков и викингов существовала традиция погребения погибших в лодке: тело клали в баркас вместе с другим погребальным инвентарем (оружием, монетами), а сверху насыпали курган.
Защита мертвых и покой живыхЛичные вещи. Иногда в захоронениях находят средства гигиены покойного и осколки посуды. Археолог Генрих Хэрк в статье Grave Goods in Early Medieval Burials: Messages and Meanings пишет, что в одних случаях их клали в могилу, чтобы защитить усопшего от черной магии. В других случаях требовалось, наоборот, избавиться от «загрязненных» смертью предметов. Иногда мертвеца намеренно забывали: у североамериканских индейцев (апаче, навахо) имена мертвых запрещалось произносить, а все материальные напоминания о них хоронились вместе с телом.
Амулеты, обереги и сдерживающие средства. В некоторых случаях, предавая мертвого земле, нужно было убедиться, что он не побеспокоит живых. Для этого тело можно связать, расчленить, завалить камнями — так с телами поступали как кроманьонцы, так и викинги. Хэрк рассказывает, что в Померании из страха, что после смерти мертвец станет вампиром или ревенантом, в могилу клали рыболовную сеть, кусок бумаги с незаконченной песней, молитвой или стихом из Библии. У аланов на Северном Кавказе в могиле оставляли разбитое зеркало, в захоронениях англосаксов находят защитные амулеты. Южные славяне, по словам Пановой, пробивали грудную клетку или лоб покойника длинными железными гвоздями.
Проблемы интерпретацииС распространением христианства традиции погребального инвентаря начали угасать. Сегодня археологи работают с тем, что дошло до них спустя тысячи лет. Что-то успело разложиться. Что-то пропало после разграбления могил (этруски, к примеру, чтобы не допустить этого, добавляли на вещи для покойника знак, означавший «из гробницы»). Что-то из найденного сначала посчитали погребальным инвентарем, а на деле посторонние предметы могли остаться, например, от поселения на месте захоронения — именно так и появляются в наши дни неуместные артефакты.
Главная проблема при изучении погребального инвентаря состоит в том, что часто ученые лишь строят догадки о значении тех или иных предметов в захоронении. Одни вещи предназначены для загробного мира, другие (оружие, инструменты, символы статуса) отражают то, чем человек занимался при жизни (а может быть, и то и другое?). В захоронениях находят подарки покойнику, остатки посмертной трапезы, культовые предметы, подношения богам, а также такие вещи, назначение которых археологи сегодня уже не могут объяснить. Впрочем, если загробный мир существует, там обязательно со всем разберутся.
Пещерные Ван Гоги: шедевры наскальной живописи
Кто съел вашу бабушку?
Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет
Свежие комментарии