Вы встаете, но не чистите зубы, потому что никогда не видели зубной щетки. Ближе к полудню едите бобовую похлебку. Если вы женщина — бреете лоб и напрочь выщипываете брови. Если заболеете, отправляетесь к доктору, который обмажет вас ртутью или сделает трепанацию черепа (ему виднее). Если повезет — выживете и даже поедите второй раз (на завтрак не рассчитывайте, только обед и легкий ужин).
Мы утрируем. Конечно, день в Средние века мог выглядеть совсем иначе (опять же смотря у кого). Но основные моменты проследить все же можно.
Боб насущныйВ целом большинство данных свидетельствует в пользу того, что у средневековых блюд было довольно высокое содержание жировМясо телят, ягнят, поросят, птицы было более дорогим и престижным продуктом питания, попадая на столы высшего сословия вместе с благородной рыбой и высоко ценимыми привозными продуктамиВосточная и западная церкви считали, что застолья должны чередоваться с постами. В большей части Европы среда, пятница, иногда суббота, а также различные дни календаря, включая Великий пост и Адвент, были днями поста
В начале II тысячелетия ни в замках, ни уж тем более в простых домах никаких кухонь не было, поэтому готовили прямо под открытым небом в глиняных горшках на очаге. Отдельное помещение — собственно кухня — появилось лишь в позднем Средневековье. До этого там, где спали, там же и готовили, и принимали пищу.
Основой питания крестьян были злаковые и бобовые, поэтому в случае неурожая они были обречены на голод (а неурожаи в те времена были довольно частыми). На дно миски клали куски черного хлеба (белый предназначался для знати), чтобы похлебка была более густой и сытной. Похлебка вообще — почти единственное блюдо на столе крестьян. Менялся только ее цвет. В конце осени и зимой — темно-коричневый (цвета гороха и бобов), с наступлением весны она становилась светлей (туда добавляли лук, первую крапиву и иногда немного молока), летом она была зеленого цвета (варилась из овощей).
Правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя — выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус
Рыба — большая редкость на столах крестьян. Она была очень дорогой, поскольку ее вылавливали в основном из прудов и озер, которыми ведали богачи. Простому люду рыбачить там не дозволялось. Мясо тоже было почти музейным экспонатом на столах бедняков, хотя и стоило гораздо дешевле рыбы. Не говоря уже о том, что и есть его можно было далеко не всегда, священный пост мог занимать до трети года. Запасти его впрок тоже было непросто — холодильников не было, а зимы в Европе были теплыми. Простое соленое мясо теряло свой вкус, а специи, при помощи которых можно было его сохранить, стоили баснословных денег и были своего рода валютой (они поставлялись из далеких восточных и южных стран, и путь до потребителя занимал в целом порядка двух лет). В средневековой Франции, например, 454 г (1 фунт) мускатного ореха можно было обменять на одну корову или четыре овцы. Пряностями можно было выплатить штраф или рассчитаться за покупки.
Средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга
Крестьяне ели всего дважды в день — утром (женщины, старики, рабочие и больные) или ближе к полудню (мужчины) и вечером. Такие нормы устанавливала церковь, неизвестно почему считавшая завтрак и перекусы в течение дня чем-то греховным или неприличным. Ужинали рано — часов в пять вечера, потому что рано ложились и вставали.
Книги на цепяхИзобретение печатного станка стало эпохальным событием для развития книгопечатания. До этого фолианты были рукописными, а их цена — фантастической, ведь над каждой книгой часами корпели монахи и процесс переписывания растягивался порой на годыКнижный шкаф в библиотеке Херефордского кафедрального собораСегодня в мире сохранилось несколько библиотек, где книги все так же хранятся на цепях. На фото: библиотека Херефордского кафедрального собораБиблиотека Зютфена, основанная в XVI веке
Крестьяне, подавляющая часть населения средневековой Европы, были необразованными, да и читать им было некогда: они много работали, чтобы прокормить семью и отдать дань лорду, который пускал их на свои земли, а еще заплатить налоги. 50–60 дней в году они обязаны были работать на хозяина. Чтение долгое время оставалось уделом духовенства и еще разве что людей из системы образования.
Это не отменяло существование библиотек. Правда, фолианты тогда на руки практически не выдавались, так что средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга. Цель простая — чтобы не унесли.
Практика «приковывания» книг просуществовала до конца 1880-х годов, пока книги не стали издаваться массово и их себестоимость не снизиласьКниги в те времена были штучными и потому очень дорогими. Их писали вручную, а в оформлении заглавных букв использовали золото и серебро. А еще есть данные — что применяли ушную серу, из которой извлекали пигмент и использовали для иллюстраций.
Мэрилин Монро СредневековьяЭто, безусловно, «Мона Лиза» — бледная, с S-образным силуэтом, тонким и гибким, а главное — с выщипанными полностью бровями и выбритым лбом (чем выше лоб, тем, по средневековым меркам, красивее). За эту моду злые языки даже прозвали Средневековье «веком голых землекопов» (есть такой африканский грызун, у которого напрочь отсутствует шерсть).
Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна — соблазнить невинного и легковерного мужчину
В большой чести в Средневековье, как ни странно, были маленькая грудь и узкие бедра. До наших дней дошли слова средневековой песенки: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Немалое внимание и к волосам — желательно, чтобы они были белокурыми и вьющимися. Походка — мелкими шажками, глаза скромно устремлены в пол.
Ртуть и мертвыеДжеймс Бертран. Амбруаз Паре. Экспертиза пациента. Вторая половина XIX векаПо мнению лекарей XV века, причиной всех психических расстройств служил некий «камень безумия». Чтобы излечиться, нужно было от него избавиться, сделав трепанацию черепа и вытащив из головы корень всех зол
Тема медицины в Средневековье, как песня акына, не имеет конца. Здесь тебе и амулеты, и заговоры, и учение о четырех «соках» организма: теплых, сухих, влажных и холодных (с этим было связано употребление не лекарств, а соответствующих продуктов; при лихорадке, например, листья салата — «холодной» пищи) — и кровопускания, которые делали не врачи, а банщики и цирюльники.
Но были «процедуры» и пострашнее. Сплошь и рядом проводились самые настоящие трепанации черепа на живых людях, которые жаловались «доктору» на головную боль или судороги. О болевом шоке, которые получали пациенты во время такого «лечения», история умалчивает, ведь «операции» проводились при помощи инструментов вроде долота и молотка. Самым опасным было повредить мозг. Но еще удивительнее то, что довольно многие пациенты после этой процедуры выживали и даже избавлялись от симптомов.
Возможно, одной из древнейших форм медицинского вмешательства в организм человека является трепанация. По сути, это просверливание отверстий в черепе для лечения таких проблем, как судороги, мигрени и психические расстройстваПравда, если человек выживал после трепанации — его могли ждать и другие испытания. Например, лечение ртутью, которое было широко распространено в Средние века (да чего там, ртутные мази, как известно, были весьма популярны даже в XX веке). Особенно популярной ртуть была при лечении сифилиса. Ухудшение самочувствия пациента лишь доказывало средневековым эскулапам — ртуть действует.
Еще одним популярным препаратом были лекарства из перетертого порошка мумий, которыми открыто торговали. Чтобы приобрести крепость и здоровье умершего (скажем, на виселице), люди подходили и без зазрения совести расчленяли труп, пили его кровь и делали из всего этого настойки и лекарства.
В Средние века дантистами были обычные парикмахерыНесмотря на все ухищрения, жили в те времена очень недолго (из-за отсутствия нормальной медицины). Средняя продолжительность жизни мужчин — порядка 40–43 лет, женщин — 30–32 года (они, как правило, умирали при родах).
Уж замуж невтерпеж Венчание юных новобрачных в Средние векаДевочек отдавали замуж уже по достижении 12 лет, за несколько лет до этого их уже обручали. Так что об особой любви там, вероятно, речи не было (хотя были, безусловно, и другие примеры). Благодаря церковной «морали» прекрасная половина человечества считалась чем-то греховным и нечистым. Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна — соблазнить невинного и легковерного мужчину.
Ранний брак Марии Аделаиды Савойской (12 лет) и Людовика, герцога Бургундского (15 лет). Свадьба состоялась в 1697 году и создала политический альянсНасилие над женщиной было чем-то обыденным. Женщину, в принципе, воспринимали как товар. До наших дней дошло описание «осмотра» будущей жены: «У дамы привлекательные волосы — среднее между иссиня-черными и коричневыми. <…> Глаза темно-коричневого цвета, глубокие. Нос довольно ровный и даже несмотря на то, что кончик широкий и немного плоский, — не вздернутый. Ноздри широкие, рот в меру большой. Шея, плечи, все ее тело и нижние конечности довольно хорошо сформированы. Она хорошо сложена, у нее нет увечий. <…> И в день святого Иоанна сей девице исполнится девять лет».Фото: Wikipedia.org
Свежие комментарии