На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Генрих
    И ведь действительно вкусный...Кому пришло в гол...
  • Надежда Белугина
    Галицкий - большой кудесник. Лишь бы завистники не начали ничего портить. Пусть живёт его дело, которым он вошёл в ис...Набор понравивших...
  • Элеонора Коган
    А собачка рыжая на мосту чья?Кандалакша - горо...

Полоцк - город знаний. Часть 1

Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею.

Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком престоле - с 1044 по 1101 год. Рождённый матерью "от волхования", названный летописцами князем-оборотнем, превращающимся то в волка, то в сокола, то в тура  с золотыми рогами, он прославился своими военными победами и возвышением Полоцкого княжества. Родился Всеслав Брячиславович с "пятном язвенным" на голове. Современные медики пришли к выводу, что это была грыжа головного мозга. Княжеские врачеватели-волхвы наложили на повреждение повязку (бандаж, пропитанный целебной мазью) с указанием носить её до конца жизни. В результате подобное заболевание ничуть не мешало полоцкому князю вершить государственные дела и привести Полоцкое княжество к наивысшему расцвету в его истории. Во многом - это заслуга целительской деятельности жрецов, имевших в арсенале, говоря современным языком, "средства традиционной и нетрадиционной медицины". Во время археологических раскопок в Полоцке в слоях X-XI веков были обнаружены многочисленные хирургические инструменты, пропитанные целебными мазями пластыри, сосуды с оставшимися на стенках лечебными отварами. К нетрадиционным методам относились заговорные тексты и различные ритуалы, вводящие пациента в транс и формирующие в нём мощные программы исцеления и самооздоровления. Кстати, дочь Всеслава Чародея Доброслава известна как искусная врачевательница, о чём пишут белорусские учебники по истории медицины.

Желая показать возрастающую роль Полоцкого княжества, Всеслав Чародей велел в 1044 году заложить Софийский Собор, как в Киеве и Великом Новгороде. Изначальный вид храма напоминал знамению Константинопольскую Софию. Стены церкви, судя по сохранившемуся фрагменту, укладывались из природного камня.

Христианская епархия существовала в Полоцке с 922 года. Даже есть гипотеза, что Всеслав Брячиславович принял крещение под именем Фёдор в честь святого Фёдора Тирона-воина. Но как бы там ни было, с большой долей вероятности можно говорить, что полоцкий князь обладал некой мощной системой "тайных" языческих знаний. И не потому, что обращался в животных. А потому, что превратившись в волка, позволил себе перебежать путь самому великому Хорсу, светлогривому коню бога Солнца. А в одной из битв вообще превратился в языческое военное божество, яростного, сильного и быстрого тура с золотыми рогами, сиявшими, как солнце. Что касается оборотничества, то по сообщениям этнографов, в Беларуси вплоть до XX века подобным умением обладали многие её жители. Особенно же распространено оборотничество было именно в Полоцке и Полоцком уезде Витебской губернии. 

 "Чтобы обратиться в животное, человек втыкает в уединённом месте леса  12 ножей остриём вверх, и троекратно кувыркается через них, стараясь не стронуть ножей с места. За первым кувырканием человек теряет очертания своего лица, за вторым становится бесформенным живым существом, а за третьим полностью приобретает вид желаемого животного", - писал фольклорист и этнограф  Я. М, Никифоровский. 

Вернёмся к Софийскому собору, основанному Всеславом Чародеем. Храм многократно разрушался во время войн и пожаров, перестраивался, реконструировался. Последняя реконструкция была проведена в 1985 году. Сейчас в Полоцкой Софии находится концертный зал с органом.  

А эта часть Полоцкой Софии практически сохранилась со времени её постройки.

В тот исторический период не многие жители Полоцка исповедовали христианство и приходили в храм. Большинство предпочитало обряды языческих жрецов в священных дубовых лесах. Обряд отпущения грехов происходил в следующим образом. Жрец убивал жертвенного козла, и затем народ публично исповедовался в грехах против богов. Потом, когда мясо козла варилось для положенного ритуального пира, каждый вставал перед жрецом на колени, а тот драл человека за волосы и давал пощёчину. Наконец, все кающиеся набрасывались на жреца и принимались драть за волосы уже его. Чем громче кричал от боли жрец, тем большей была вера в отпущение грехов. 

Возле Полоцкой Софии, на высоком берегу Западной Двины, лежит огромный ледниковый валун, Борисов камень. На валуне высечен шестисторонний крест "Голгофа" и надпись "ХС НИКА" "Господи помози рабу своему Борису".

Историки сходятся во мнении, что надпись была сделана по указанию князя Бориса Всеславовича, старшего сына Всеслава Чародея, примерно в 1127-1128 годах. Всего в разных местах было найдено 7 подобных Борисовых камней, 2 из которых находились на суше, а 5 стояли на дне Западной Двины. "Полоцкий" камень размером 3, 5 м на 2, 6 м изначально находился в 5 км от Полоцка возле деревни Подкастельцы. Во время паводка его заливала полностью вода, а в голодные времена, по легендам, на верхушке появлялась буханка хлеба. Эту глыбу весом 7 тонн подняли из реки в 1985 году и перенесли в Полоцк.

С древнейших времён белорусы поклонялись камням, с камнями был связан мощный культ предков. У камней просили личного добробыта, общественного благоденствия, военных побед. По народным поверьям, мальчик всегда рождается на камне, а девочка на глиняном черепке. Вода, омывавшая камни, в белорусском мировоззрении являлась сущностью, из которой произошёл весь мир, и которой известны все мировые тайны. Она же служила границей, разделяющей мир живых и мир мёртвых. А река, к тому же, являлась символом неизвестного будущего.

По какой причине князь объединил языческие объекты поклонения и символы христианства, до сих пор точно не установлено. Ряд учёных полагает, что это памятники о военных победах князя Бориса или же его просьба к христианскому Богу о даровании побед. Другие связывают камни с желанием князя прекратить голодный мор, опустошавший княжество в этот период. Третьи убеждены, что таким образом христианин Борис стремился обратить или вернуть  в христианскую веру своих подданных-язычников, наложив на  их священные природные символы, камни и воду, печать христианства.  Борис был старшим сыном Всеслава Чародея. Согласно традиции, именно старшим сыновьям передавались "тайные" знания. Но мы, к сожалению, не имеем никакого представления, получил ли их Борис Всеславович. От него до нас дошли лишь Борисовы камни - синтезированный языческо-христианский сакральный памятник. 

Позже учёные подобный синтез язычества и христианства назовут двоееверием. Однако, известный советский и российский профессор-славист Н. И. Толстой не соглашался с этим термином. В монографии "Очерки славянского язычества" он писал, что белорусы, почитая христианских святых и в то же время совершая защитные обряды от ведьм, "не поклоняются одновременно двум богам - Богу и Мамоне, а имеют своё определённое отношение и к одному, и к другому миру. Эти отношения для них не противоречивы, а дополняют друг друга". 

Мы же отдали уважение древней святыне, обойдя камень три раза по часовой стрелке. Дальше наш путь лежал в Полоцкий Спасо-Ефрасиньевский монастырь.

Его основала внучка Всеслава Чародея, Предслава Святославовна, в христианском крещении Параскева. При пострижении в монахини она получила имя Ефросинья. Но о святой Ефросинье Полоцкой, просветительнице, переписчице книг, первой на белорусской земле женщине-библиотекаре в следующей части статьи.

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх