Джошуа Леви, 36 лет путешественник «Они даже не запирают дома»
Я — первый выходец из Индии на Чукотке. Это подтвердили как местные жители, так и на границе. И я стал первым туристом, проехавшим эту местность в одиночку. Последний такой смельчак был на Чукотке десять лет назад.
На Чукотке я оказался благодаря детской мечте увидеть белых медведей.
На нашей планете не так много мест, где обитают эти млекопитающие, среди них Шпицберген, север Аляски и Канады. На тот момент все из вышеперечисленных направлений были закрыты для меня. К тому же за те пять лет, что живу в Москве, я посетил лишь несколько городов России. Мне хотелось увидеть страну под другим углом и запечатлеть ее, такую неизведанную, в моем блоге. Я подумал, что смогу воплотить мечту в жизнь именно на Чукотке. Самое забавное, что белых медведей я так и не увидел!
Меня завораживают падающие снежинки, покрывающие все вокруг белой пеленой. Как же я мог не воспользоваться возможностью познать русскую зиму, когда уже на протяжении нескольких лет проживаю тут? А холода я никогда не боялся. Более того, привыкнув к минусовым температурам в Москве, я хотел чего-то более необычного, будоражащего, что поднимет уровень адреналина в крови.
Единственное спасение от холода — теплая одежда. Люди, которые живут в небольших городках и селах, носят вещи из оленьей кожи. Они очень теплые и прекрасно помогают местным не мерзнуть! В городе дела обстоят иначе. Люди носят теплые куртки, брюки и обувь. Абсолютно такая же одежда, как и у нас, только предназначена для соответствующих температур: до –50 °С.
Ни один иностранец не скажет вам, где находится Чукотка. Если вы попросите членов моей семьи показать на карте Чукотку, поверьте, этого не произойдет. Ни один иностранец не знает, где находится это место. Моя семья проживает в Великобритании, мы переехали из Индии, когда я был совсем маленьким; последний раз я был на исторической родине лет 16 назад как турист. У меня британское гражданство. Находясь далеко от меня, родные сильно испугались, когда узнали, что я еду в такую даль, ведь даже сами русские не особо знакомы с этим регионом. Наверное, это связано с тем, что перелет из Москвы до Чукотки составляет около девяти часов, что по времени сравнимо с полетом в Нью-Йорк.
Все отговаривали меня от переезда в Россию. Мне было интересно, что это за страна, что она собой представляет, какая она изнутри. Я слышал о России много нехорошего: неблагоприятная обстановка, закрытые и недружелюбные люди, шпионаж. Но все эти слова повлияли на меня иначе — мое желание поехать стало еще сильнее! Я еще тогда потерял маму, сильно переживал. И ко мне пришло осознание, что пора выходить из депрессии и открывать новые горизонты.
Я думал, что на Чукотке люди бедные. Но оказалось, это не так. У всех есть работа, они зарабатывают деньги. Еще я был уверен, что местные живут на улице в хижинах, а оказалось, что там есть дома. Вообще, я был удивлен, что жизнь у них самая обычная — такая же, как и у нас в Москве. Еще один стереотип: люди на Чукотке отделены от всего мира, не знают, что происходит на земле. Местные оказались осведомленными касательно событий, происходящих за пределами региона, некоторые даже владеют английским языком. Для меня это был самый настоящий шок!
Меня поразила гостеприимность местных жителей. Они очень открытые. Про туристов знают все. Важно понимать, что Чукотка — другой конец страны, люди здесь не такие, как в западной части. Я познакомился с чукчами и даже успел пожить в яранге! На ЛаврентияЧ видел эскимосов. Местные делали со мной фото, дарили сувениры, в Уэлене специально для меня даже исполнили традиционный танец.
Жизнь здесь тяжелая, но местные не хотят переезжать. Несмотря на суровые погодные условия, низкий уровень развитости инфраструктуры и отдаленности региона, люди ценят природу этих краев. Это и является ключом к разгадке. На Чукотке свежий воздух, такого не купить ни за какие деньги! Там все знакомы, местным присущ высокий уровень доверия друг к другу. Они даже не запирают дома! Это не укладывается в голове у жителя столицы. Жители Чукотки счастливы, что живут там, наслаждаются тем, что их окружает. А если все переедут, то местных не останется вовсе. И как же тогда следующие поколения узнают о культуре этого народа?
На Чукотке живут в домах и ярангах. Это совершенно разные вещи! В деревнях и селах дома сделаны из дерева. Этот материал сохраняет тепло, что важно, когда нет отопления. Есть электричество и интернет — медленный, но есть. В маленьких городах на побережье нет ни холодной, ни горячей воды. В каждом доме есть бак с водой, предназначенной для мытья и стирки. Другое дело — яранга! Это теплая палатка. Сделана из кожи оленей, она толстая и плотная. Знали бы вы, как сложно зайти и выйти из яранги! В середине жилища находится большой костер. Он предназначен не только для того, чтобы согревать помещение, но и для готовки. Также это место, где все собираются и болтают о том о сем.
Жизнь в яранге — сплошной дискомфорт. Самое тяжелое — сидеть! В яранге нет ни столов, ни стульев. Нужно быть осторожным, так как ноги затекают. Я, как и любой человек из большого города, не привык к тому, чтобы долго сидеть на полу. К тому же в яранге нет комнат. Но это не беда! Есть небольшое место, где можно уединиться, побыть наедине или вздремнуть. Что-то вроде палатки в палатке. Еще один не самый приятный момент — туалет. В яранге его попросту нет. Нужно идти на улицу и искать место. Для них это норма, ну а для меня — самое настоящее испытание.
Необычный продукт в рационе местных жителей — мясо, которое пролежало в земле около трех-четырех месяцев. Мне кажется, что у жителей Чукотки выработан некий иммунитет к продукту в таком виде. Я подумал, что если попробую это блюдо, то мне станет плохо. А заболеть мне хотелось меньше всего, так как поблизости больниц нет, никто элементарно не окажет помощь. (О других экзотических блюдах, которые внушают обычному человеку ужас, читайте в нашем материале.)
Самое популярное развлечение — езда на собачьих упряжках. Ух, как это быстро! Если не держаться, то можно запросто свалиться в снег. Собаки резко стартуют, бегут на очень высокой скорости.
Два главных правила для туриста на Чукотке. Во-первых, не отклоняться от намеченного плана поездки. Дело в том, что перед путешествием иностранец должен выслать местным властям маршрут на одобрение за два-три месяца. Не очень хорошо, если ты меняешь план или даты поездки. Могут возникнуть проблемы. Более того, если иностранец захочет поехать на Чукотку в следующий раз, ему могут отказать. Я очень этого боялся. Во-вторых, нужно всегда иметь план Б. Из-за постоянной смены погоды нельзя полагаться на перелеты, в любой момент они могут быть перенесены или отменены. Ты можешь застрять на день, неделю или две, а то и вовсе на месяц. Это невозможно предугадать. Проблема заключается и в том, что если у тебя нет знакомых, то придется тратиться на отель.
В поездке мне помогла стрессоустойчивость. Оказавшись в тяжелом положении, (такое было, например, когда мы застряли посреди снегов), важно понимать, что изменить сложившиеся обстоятельства невозможно. Тогда я сказал себе: «Расслабься, не паникуй, все будет хорошо!» Очень важно в такой момент взять себя в руки. Я пел песни и смеялся. Мне это помогло — правда, водитель (Джошуа имеет в виду каюра. — Прим. ред.) покрутил у виска. Он, наверное, подумал, что я сошел с ума, ведь мы оба понимали, насколько серьезной была ситуация, в которой мы оказались. Слава богу, что мы выбрались. И я продолжаю путь.
Текст: Ляйсан Юмагузина, Влада Горячева
Ада Блэкджек: наедине с белыми медведями
Какую минимальную температуру может перенести человек?
Один день из жизни чукотских оленеводов
Свежие комментарии