На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Генрих
    И ведь действительно вкусный...Кому пришло в гол...
  • Надежда Белугина
    Галицкий - большой кудесник. Лишь бы завистники не начали ничего портить. Пусть живёт его дело, которым он вошёл в ис...Набор понравивших...
  • Элеонора Коган
    А собачка рыжая на мосту чья?Кандалакша - горо...

Сальвадор. Опасность может оказаться незаметной

Предыдущая история - https://moya-planeta.ru/reports/view/tasumal

В это, казалось бы, простое место я добиралась очень трудно. От города Санта Ана сменила три транспорта – вначале автобус до Акуачапан, затем второй до Панеки, третий до Санта Клары, а вот дальше было интересно. До деревеньки у Зелёной лагуны ходят только внедорожники и грузовики. Дорога там грунтовая, с ямами, да кочками, то влево накренится, то вправо наклонится. Я об этом не знала. В Санта Кларе вместе со мной сошли с автобуса ещё двое – стар да млад. Сели мы на лавочку у одного из домов и стали ждать машину, хоть какую. Вскоре повезло. Преподаватели из Санта-Аны ехали с комиссией в начальную школ в ту деревню улагуны.Все мы поместились в машине и поехали вверх и вверх дремучим лесом, что кронами смыкался над нами.

Километров десять по ухабистой местности взбирались в гору. Полуручьи или полуреки пересекали нам путь, но водителю машины не впервой тут проезжать. Он уверенно переправлялся, насвистывая и постоянно дёргая рычаг переключения скоростей.За проезд водитель взял с нас по доллару и остановил у школы, а школа на самом краю деревни. До лагуны было два километра по прямой. Попросила учителей дождаться меня и забрать с собой вниз до любого поселения, чтобы смогла уехать к себе в Санта-Ану. Дела у них в школе были недолгие, рассчитывали через полтора часа закончить. К этому времени я должна была успеть сделать всё, чтобы не остаться в таком диком месте, где нет ни единой гостиницы, а тем более туристического лоджа.Не теряя времени, быстро пошла в сторону, куда показали местные жители, обещая, что лагуна недалеко. Деревенские плетни тянулись по обе стороны, собаки лаяли во дворах, хозяева стояли у калиток, провожая меня кивком головы. Каждого я приветствовала взмахом руки. Точно, как в нашей деревне! Российской! Только жители тут с индейскими чертами лица, в их жилах течёт кровь майя. Так и хочется сказать – наследники великой цивилизации, но тех, кто хранит былые легенды, свою веру, предпочитает жить по законам предков почти не осталось. Вот если бы у пирамид, хотя бы Тасумаля, встретила людей в холщёвых белых рубахах до щиколоток, со связкой бус на шее, с длинными волосами, подвязанными тесьмой, то под такой картиной было бы уместно написать – «Наследники великих майя».К лагуне спустилась по широкой мощёной дороге, а там совсем не одиноко. На дощатых прилавках разложены сувениры, женщины готовили кофе, лепёшки, варили суп, мужчины плотничали на деревянной вышке.

Все готовились к приезду отдыхающих, но пока прибыла только я. Для себя я сделала отметочку, что люди приезжают сюда отдыхать, хоть и свои, местные.К моему разочарованию вулканическое озеро оказалось совершенно обычным водоёмом в зелёных водорослях.

Берега поросли высокой болотной травой. По окружности к нему примыкал густой лес со старыми деревьями, стволы которых поросли пушистым мхом до самых крон. Даже после того, как взобралась на вышку, ничего примечательного или удивительного не обнаружила.

- Да что это я, зря шла? Вокруг пойду по тропе, авось что-нибудь найду.Кофе перед дорогой, это как ритуал, а заодно с женщинами поговорила. Они подтвердили, что тропа идёт вокруг лагуны, обойти её не сложно, только вот всю ночь шёл сильный дождь и наверняка дорожку подтопило.

- Но разве это проблема по ручьям прыгать? Пойду! Вернуться никогда не поздно.Поначалу со мной увязались дети в качестве проводников и рассказчиков, но я дама самостоятельная. Мне помогать – только мешать. Поэтому самодеятельность присекла на корню и пошла по тропе одна. Мокрая трава хлестала по ногам, вскоре они стали мокрые до колен.

- Нешуточный дождь здесь прошёл. Когда теперь высохнет? Благо, не холодно, а то ведь уже вон и в обуви вода хлюпает.Вскоре берег раздался, мшистые деревья расступились и показалась лесная хижина на поляне и садовые цветы в лесу.

Хозяйские собаки с громким лаем выскочили навстречу мне, а за ними выбежали несколько детей. Я встала как вкопанная, успев схватить кривой сук для защиты. Дети повелительными окриками успокоили собак, и те, поджав хвосты, отступили. Я спросила у детей:- Вы здесь живёте? А где родители? В лесу на кукурузном поле? Замечательно! А скажите мне, куда тропа исчезла? Я хочу лагуну обойти, а тропа закончилась у вашего дома.Дети наперебой объясняли:- Тропа дальше идёт по болоту, она совсем узкая, её почти не видно. В зарослях совсем мокро и грязь под ногами. Зачем тебе туда? Фотографировать хочешь? На горку надо забраться, но очень мокро и скользко. Оттуда загуна красивая.Тут я увидела едва заметную тропку, которая вела куда-то вверх на поросший кустарником взгорок.

Понимала, что с горы вид станет более объёмным, уверенно пошла вверх, собирая всю влагу с листвы на себя. Дети и собаки остались у дома. Обернувшись, ещё раз помахала рукой «потомкам майя», рассчитывая спуститься по другую сторону и продолжить свой путь, не возвращаясь мимо их дома. Если бы не предполагала, что где-то под ногами у меня есть тропа, то была бы уверена, что продираюсь сквозь нехоженую лесную поросль, которая доставала мне почти до пояса, но отступать было поздно. Тропинка сузилась до одной ступни в ширину. Теперь только до конца!Я лезла на мокрый холм по непроходимым зарослям за красивыми кадрами.

Фотоаппарат предусмотрительно спрятала, а доставала по необходимости и в комфортных условиях. Под ногами скользила почва, она отваливалась мокрыми тяжёлыми кусками и шумно падала вниз. Кое-как забралась на вершину и фотографировала в просвете меж ветвями деревьев, боясь пошевелиться, чтобы вместе с оползнем не уйти в водоём .

Отсюда было красиво. На какой-то момент даже забылась и смогла восхититься действительно зелёной лагуной глубокого насыщенного цвета в обрамлении чащобы. Озеро имело правильный овальный контур, а на его глади отражался старый лес. Так ещё и телефон достала.

На противоположной стороне кошеварили местные поварихи, значит, ровно половину пути прошла. В недвижимом положении ноги одеревенели, тело не могло расслабиться, надо было как-то начать спуск. О продолжении пути не было речи, только возвращаться.

Обратно спуститься не смогла. Скользкий и грязный склон совсем меня не держал. Земля подо мной двигалась будто живая и медленно ползла вместе с травой и кустами вниз. Я сидела без движения на мокрых кустах подмяв их под себя. Они легко выдёргивались, как только пыталась за них уцепиться. Я не знала что мне делать. Мысль о том, что опоздала к машине, больше не посещала. Теперь я думала о другом, как мне выбраться отсюда. Надеяться на туристов, которые придут в эту глухомань, было неразумно, но до вечера ещё оставалось много времени и склон может подсохнуть. Хотя сквозь кроны деревьев солнце совсем не проникало. Ситуация такая, что хоть плач! Но помог случай. 

Вдруг смотрю, человек с мачете, в высоких сапогах взбирается по тропе прямо ко мне. Мужчина втыкал глубоко в землю мачете и так выбирал плотные участки грунта. Ну, думаю, это мой конец. А пожилой индеец мне руку подал, я дотянулась, он стал вырубать подобие ступеней, чтобы мне было на что встать. Так, держась за руку и используя мачете, как дополнительную опору,  спустились вниз. У меня тряслись руки и ноги от пережитого страха и напряжения, одежда мокрая, обувь в грязи, но фотоаппарат был спасён. Я с удивлением спросила, каким образом он пришёл мне на помощь, а индеец пояснил:- Дети сказали, когда с поля вернулся. Я в той хижине живу. Ты мимо неё проходила. Я знал, что не пройдёшь дальше. Ждал, вернёшься, но собаки не лают. Тихо. Значит, на гору пошла. А с неё после ливня не спустишься, деревья там молодые, землю не держат.. Как ты ещё взобралась? Вот и пошёл тебя искать. Пропала же. Тут иногда потоки с грязью стекают. Земля зыбкая, подвижная. Поэтому я свой дом на поляне в лесу поставил. Подальше. У горы жить опасно. Змей, говоришь, боишься? Они в траве живут. На берегу. Чёрные. Ядовитые. Каскабель.

Меня будто огорошили. Да где же этих змей нет? Знаю одно место на планете – Коморские острова. Там никто и никогда не видел этих пресмыкающихся. Но то Коморы, а здесь Сальвадор, где чёрная и очень подвижная вибора обитает в густой траве.Сейчас же меня удивляло другое. Я даже не могла предположить, что кто-то пойдёт меня искать, и не скрывала свою радость. Пожилой индеец был скромен, но небольшие деньги от меня взял, а потом его супруга вместе со мной до ближайшей деревни пошла на рынок овощи продать, что несла в корзине на голове. Улыбчивая невысокого роста индеанка охотно поддерживала беседу, рассказывая о своём быте:- Привыкли мы жить в лесу. Сами себе хозяева. Ни машин, ни людей, дров много, поле своё с овощами, маисом. Только вот детям в школу далеко ходить. Три километра, больше. Старшему десять лет, он в первом классе учится. Остальные трое дома. Они помощники, за домом смотрят. Думаем в деревню перебраться из-за детей. Вырастут, уйдут из леса, а мы одни не хотим. Они уже сейчас в деревню рвутся. Там дети играют вместе и они хотят с ними.

Таким житейским был разговор без претензий на неординарную историю. В деревне мы расстались, я без надежды двинулась к школе, но комиссия из двух учителей давно уехала. Оно и понятно. У дороги, напротив школьных ворот, черноглазая девушка с зачёсанными назад длинными волосами продавала чичарон. Это такая вкусная традиционная еда из маниока, съедобной юки (не путать с юккой) с зажаренной до хруста свиной шкурой и сдобренной ложкой овощного салата. Местные дети охотно покупали кушанье на пальмовых листьях, я тоже соблазнилась на перекус, чтобы восстановить затраченные силы. Продавщица сообщила, что на сегодня ни одной машины не пойдёт из деревни, может только школьный камион (грузовик) заберёт меня отсюда. Но это надо ждать примерно час. Ведь сначала сюда привезут школьников старших классов, что учатся в Санта Кларе, а затем грузовик пойдёт обратно, с ним могу уехать.

- Замечательно! Значит у меня есть целый час. А что бы ещё посмотреть в вашей деревне? Что интересного у вас есть в округе?

Мальчишка лет двенадцати выпалил:

- А ещё у нас есть дырка в земле! Глубокая. Там озеро было давно. Там полиция, чтобы никто в глубину не спустился. Я тебя отведу. Мне 15 центов дашь?

- Вот это да! Что за дырка? А мы за час успеем сходить и вернуться? Мне бы камион не просмотреть, чтобы в Санта Клару уехать. 15 центов дам. Успеем, говоришь? Тогда пошли.

- Калабасовое дерево, как культурное растение

Подросток повёл меня узкими переулками между домов, огибая плетни огородов, открытые деревенские дворики, покрикивая на собак и задавая бесконечные вопросы. 

- У тебя дочки есть какя? Красивые? Фотки покажи.

Такое усердное любопытство со стороны пацанчика вызывало улыбку, а порою не выдерживала и искренне смеялась. Мне даже казалось, что пошёл он со мной только для того, чтобы задать миллион вопросов, а «дырка в земле» стала удобным предлогом.Вскоре показался полицейский пост в лесу, хотя лес тут повсюду, да и сама деревня стоит в джунглях. Двое полицейских встрепенулись, заулыбались и хором показали на «дыру». Ею оказался глубокий провал в земле. Стены до самого дна поросли чащей, а вокруг возвышались невысокие холмы.

- И это всё? Ты что? Зачем меня сюда привёл, чтобы я на грузовик не попала? Ты же говорил, что «Дырка! Дырка!»Мальчишка отскочил на всякий случай подальше, а мне хотелось дать ему «леща».- Да таких дыр по свету видимо-невидимо! Куда ни глянь – повсюду дыры! А ещё 15 центов запросил! Сейчас такси мне будешь в Санта-Ану нанимать! Давай бегом веди обратно

Подросток обиженно насупился и заявил, что такси тут не ходят.

- Не ходят? Значит, пешком меня десять километров поведёшь до Санта Клары, а если нет, то у тебя ночевать останусь.

Пацан заметно прибавил шагу, чтобы чужую тётю к себе в дом не вести, а по пути стал канючить про 15 центов, а то ведь, если мой грузовик уже ушёл, то 15 центов ему ни за что не получить! Откуда ему знать, что турист ребёнка не обидит? Полный расчёт между нами состоялся, а вскоре вышли к школе, где встретились полутора часами раньше. К моему ужасу последняя надежда на школьную машину испарилась – она давно ушла. Мой маленький проводник виновато стоял в сторонке, зажав в руке монеты. А когда ему дала «вольную», то помчался по главной деревенской улице без оглядки, сверкая босыми пятками на мостовой.

Я осталась у дороги в тени дерева ждать удачу. При этом активно интересовалась у проходящих мимо жителей на предмет возможной машины из деревни. Все они отрицательно качали головой, заявляя, что по этой дороге их деревня последняя, никто через неё не ездит, а все те, кто прибыл сюда с утра на своём транспорте, уже давно вернулись. Поэтому, если попутная машина и появится, то только с небес. Пришлось ждать оттуда. И она появилась.

Белый внедорожник внезапно нарисовался на взгорке, в пору было хоть под колёса бросаться, чтобы мимо не проскочил, но он неожиданно встал возле меня.- Привет! Куда надо? В Санта Клару? Поехали!Я радостно забралась на заднее сиденье машины и притихла, чтобы ни коим образом не помешать беседе водителя с товарищем, а то ведь излишняя разговорчивость - не лучшая черта характера случайного пассажира. Но это в том случае, если тебе вопросов не задают. Владельцами автомобиля оказались американцы-латифундисты. Два белолицых здоровяка ехали с кофейной плантации. Они обсуждали свои дела и дела конкурентов. Общались между собой по-английски. Когда же закончили деловую беседу, то очередь дошла до меня. Поинтересовались:– Кто, что, откуда?Удивились, что из России, удивились, что вычислила их по диалогу, удивились, что одна в Сальвадоре, а затем спросили на испанском:

- Куда поедешь из Санта Клары? В Панеку? Так мы тоже туда. Довезём, конечно. А из Панеки? До Аквачапан? Ничего себе! Мы туда же едем. Как не довезти?

Американцы рассмеялись, думая, что я хитрюга и специально их ждала, а мне было смешно не меньше, и не меньше их я удивилась. Такая вот удачная попутка «упала» с небес! В результате меня доставили на автобусную станцию в Аквачапан. Там же всё просто – рейсовый транспорт засветло привёз меня в Санта-Ану.

В городском транспорте незнакомый мужчина заплатил за проезд и вызвался довести до отеля, чтобы меня по дороге не ограбили. Посмотрела на него и сразу решила, что «сам маньяк», а такое знакомство может пагубно сказаться в последнем этапе путешествия.

По этой важной причине дружба не сложилась, в свой отель вернулась одна. По пути купила ужин и бутылку холодного напитка. На сегодня было всё. Следующим днём собиралась ехать в столицу, ведь моё путешествие должно закончиться в Колумбии, а это ой как далеко.

Снова сотрудники рецепции написали необходимые названия, номера маршрутов автобусов, нарисовали на листке расположение автовокзала, откуда уходит транспорт в Сан Сальвадор, в общем, помогли, чем могли. До Сан Сальвадора ехать всего пару часов, а там решу, чем себя занять.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх