Город Зенджан расположен по трассе между Тебризом и Тегераном. Из Сарейна мы двинулись по этому пути. Перед отправлением пообещали красивую дорогу.
Я в нетерпении прильнула к окну машины, расположившись на заднем сиденье. Знала, обворожительная панорама откроется сразу за городом.
Так и получилось.
Асфальт стремился вдаль по подножиям красных гор, поросшим полянами жёлтых цветов, сиреневыми кочками чабреца и алыми маками вразброс. Цвела весна.За очередным поворотом каньон застыл в удивительном рисунке своих стен на века. Природа изваяла горы, похожие на застывшие в накате волны. Действительно, природа — лучший ваятель!
Следующим местом остановки стал величавый каньон горной речки-невелички в маковых склонах. Алые трепещущие цветы сбегали вниз к самой воде, а речка-то — всего ничего, зато каньон промыла глубокий.
Дальше побежали горы в полоску, с богатой палитрой пастбищ, с засаженными полями, поросшими редкими рощами, и извилистыми дорогами, уходящими за перевал. Такая благородная красота простиралась до самого Зенджана.
Там нас ждал обед в традиционной шашлычной, где готовили мясо наилучшим образом, а повар у меня на глазах мастерски пришлёпывал лаваши к стенкам газового тандыра и так же ловко их снимал горяченькими.
Я не очень предрасположена к лавашам, а всё как-то больше батоны уважаю, но горячий из рук доки пришёлся кстати к жареному мясу с соусом.
После обеда заехали в чайхану попить душистого чая.
В старинной чайхане, куда свет проникает через прозрачные купола, находился музей самоваров, кувшинов, прочей домашней утвари из цветных металлов. Металлические изделия тонкого мастерства принесли городу известность.
{{uslider|103350|37387}}Экспонаты занимали пространства у стен узких лабиринтов, ведущих в рыночную галерею и во двор у мечети.
Пока попутчики настраивались на чаепитие, я обошла все лабиринты с самоварами, заглянула в галерею из аркад, побывала в мечети. К моему возвращению чай уже был готов, народ восседал на ворсистом уютном ковре и все вели задушевную беседу.
Обувь сняла и в беседку поднялась. Не зря Зенджан славится ещё и ковроткачеством, ковёр подо мной оказался мягкий, что слегка озадачило. Ведь с виду ковёр, как ковёр и никаких особенностей. А не зря ведь их называют персидскими. Это значит, над ковром работали лучшие ткачи, лучшие художники, создатели персидского орнамента, использовалась лучшая шерсть, мягкая и тёплая, на которой лежать не устанешь.
На улице начинался дождь, и стало неуютно холодно. Небо занавесило сплошной чернотой. Мелькнула мысль, что может пойти серьёзный дождь, а нам ещё сегодня надо добраться до природного чуда — до пещер Каталехор. Но пока что мы сидели под крышей, а прозрачные стены хитрого сооружения просвечивали серую непогоду.
Внутри было тепло от газовой печки с трубой, выходящей через стену на улицу. Почти всегда от такого отопления мне было жарко, и каждый раз просила выключить агрегат. Его отключали, но даже та тоненькая полоска голубого огня, которая никогда не гаснет, неумолимо накаляла помещение.
— Ну, что? Обед переварили, чай попили, поехали!
Мы дружно поднялись. Всё ещё под противно накрапывающим дождём, но с желанием посмотреть на изделия современных ремесленников, отправились на улицу мастеров.
Зенджан знаменит своими изделиями из цветных чеканных металлов, отличной кожей и, как я упоминала, особенными коврами. Если говорить о коврах, то их производство налажено во многих местах Ирана. Уже успела ими налюбоваться. А вот предметы быта, посуда из меди, латуни была интересна.
Мы переходили из одной лавки в другую, где витрины заставлены кувшинами, тарелками, кубками, стаканами, кофейными турками, выложены коваными ножами.
Самыми интересными оказались самовары и чайники всех размеров, отделанные цветной рисунчатой эмалью. Из-под умелых рук мастеров появились шедевры на века! Очарование изделий захватило все мои мысли.
В рисунке каждого изделия художник не просто отчеканил орнамент с узором, он вложил в него свою любовь, тепло души, незримый код. Тут каждый посетитель способен почувствовать мастерство. Каждый экземпляр аккуратно обёрнут плёнкой. Цену спросить даже не осмелилась, на такой самовар могу не рассчитывать.
Насмотревшись на красоту, мы отправились за тридевять земель, а точнее за 120 километров к югу от Зенджана в местечко Каталехор.
Там же расположены одноименные пещеры — очередной шедевр природы. Это была наша цель.
Свежие комментарии