На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьянка Яцук
    Милые зверушки)))Русская выхухоль:...
  • Walery
    Добавьте к этим еще более 20 млн. мигрантов...Какие народы живу...
  • ruslava Митькина
    А куда дели хохлов?  Их куча в России, особенно сейчас, сбежавших ждунов.....Какие народы живу...

Необычные памятники России

Цари и герои, звери и птицы, фрукты и овощи, идеи и фантазии — увековечить можно даже то, что нельзя увидеть и потрогать.

Великий Новгород: «Тысячелетие России» Фото: Ula Ulachka/Shutterstock

Другого такого монумента в мире нет: на гранитном постаменте уместилась многовековая история страны в лицах.

Памятник «Тысячелетие России» был создан в честь юбилея призвания варягов на Русь. Победителем конкурса на лучший проект стал художник Михаил Микешин. Он сразу нашел художественное решение — трехъярусный монумент в форме перевернутой шапки Мономаха.

С фигурами российских правителей, установленными вокруг шара-державы, тоже определились быстро, а вот персонажей нижнего яруса выбирали всем миром. Микешин обратился за помощью к ученым, историкам, писателям — горячие споры не утихали в Академии художеств и в правительстве. Окончательное решение все же пришлось принимать скульптору, список утверждал Александр II.

Фото: Shutterstock

Не обошлось и без политики, поэтому на фризе есть Пушкин, Гоголь и Суворов, но нет Кольцова, Шевченко и Ушакова. Памятник открыли в сентябре 1862 года, по такому случаю весь город отремонтировали и замостили. Чудесным образом монумент уцелел в вихре революционных событий, но был сильно разрушен во время Великой Отечественной. Сразу после освобождения Новгорода его восстановили — второе открытие состоялось в ноябре 1944 года. Но реставрация продолжалась еще долго, и лишь в 1995-м памятнику вернули первозданный вид.

Орел: Иван Грозный Фото: Alexey Borodin/Shutterstock

На монументе «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного: он устроил в Новгороде чудовищный погром, истребив немало горожан. И других памятников жестокому правителю тоже не было — до 2016 года, когда в Орле к 450-летию основания города установили бронзовую фигуру царя. Споры вокруг скульптуры разгорелись еще до ее открытия. Из-за протестов общественности и судебных разбирательств городским властям пришлось изменить место размещения и время установки: вместо площади перед ТЮЗом монумент поставили на набережной, у слияния рек Оки и Орлика, и не в День города, 5 августа, а позже. Против самой идеи выступали не только жители Орла — художник из Красноярского края в знак протеста установил альтернативный памятник Ивану Грозному в виде кола. Но, по данным официальных опросов, более 70% россиян положительно оценивают роль этой личности в истории, и спустя три года каменное изваяние Ивана IV также появилось в Александрове.

Ханты-Мансийск: мамонты на льдине Фото: Maltsev Semion/Shutterstock

А жители Ханты-Мансийска отметили день рождения своего города совсем другим памятником: к 425-летию столицы округа на территории Археопарка открыли скульптурную композицию «Мамонты», которую сразу полюбили и местные жители, и туристы. Сначала у подножия ледникового останца появилось стадо из семи бронзовых животных, а сейчас их уже 11. Ханты-Мансийск выбран не случайно — когда-то по этой земле действительно бродили мамонты.

Монументы выполнены в натуральную величину: от огромной мамонтихи до симпатичного трехметрового мамонтенка. Вечером вся группа подсвечивается: постамент в виде льдины — холодным голубоватым светом, фигуры мамонтов — более теплыми тонами. В композицию входят не только доисторические животные, но и цветники с растениями юрского периода. В Археопарке можно увидеть и другие фигуры древних существ и первобытных людей, а также обнажения останца и памятник археологии «Самаров городок».

Воронеж: 10 дней на постаменте Фото: Stuart Monk / Shutterstock.com

Копия знаменитого «Атакующего быка» с нью-йоркской Уолл-стрит простояла на центральной улице Воронежа всего полторы недели, после чего ее демонтировали: памятник не понравился местным жителям, а чиновники мэрии решили, что статуя не вписывается в концепцию литературного бульвара. Фигура разъяренного быка появилась в столице Черноземья по инициативе московской строительной компании, которая возвела в Воронеже жилой комплекс «Солнечный Олимп» и благоустроила часть пешеходной улицы. Не найдя понимания у горожан и властей, директор компании пообещал перевезти скульптуру в Москву. История закончилась печально: совсем недавно бронзового быка стоимостью 40 тысяч евро обнаружили во дворе «Солнечного Олимпа» — теперь он украшает площадку для контейнеров с мусором.

Томск: самый маленький памятник в мире Фото: Пресс-служба администрации Томской области

В монументальных рядах бронзовых вождей и исполинских животных встречаются и миниатюрные произведения искусства, а в 2013 году в Томске появился самый маленький памятник в мире — посреди небольшого газона на камне сидит крошечная лягушка-путешественница. Высота скульптуры — всего 44 мм.

По словам автора работы Олега Кислицкого, памятник сразу задумывался как «самый-самый». Создание самого большого монумента в мире влетело бы в копеечку, поэтому было принято прямо противоположное решение. Мини-скульптура посвящена путешественникам и расположилась рядом с гостиницей «Томск». Здесь же, на входе, можно увидеть еще одно произведение Кислицкого — памятник домашним тапочкам. В 2014-м лягушка-путешественница пострадала от рук вандалов — ее сбросили с постамента. Памятник был восстановлен и сейчас защищен стеклянным куполом.

Екатеринбург: памятник-невидимка Фото: 54115341/Shutterstock

Самый незаметный памятник стоит в центре Екатеринбурга, но найти его и впрямь непросто: летом он прячется в траве, зимой — под снегом, повторяя судьбу своего прототипа — человека-невидимки. Это небольшая квадратная плита с отпечатками двух разных ступней: левая 43-го размера, правая — 41-го. Следы в бронзе оставили авторы проекта: писатель Евгений Касимов и художник Александр Шабуров придумали и отлили памятник всего за неделю. Создатели необычного образа человека-невидимки утверждают, что их произведение посвящено не столько герою Герберта Уэллса, сколько трагедии одиночества, миру, где люди общаются, не видя друг друга.

Санкт-Петербург: читающий ангел Фото: Pavel Sapozhnikov/Shutterstock

Еще один вымышленный персонаж примостился на спинке скамейки в Измайловском парке Северной столицы. Это один из самых светлых и душевных памятников — маленький читающий ангел в длинном пальто и старомодной шляпе.

Прежде чем обратиться к монументальному искусству, художник Роман Шустров делал театральных кукол — ярких и характерных, а «Петербургский ангел» стал его первым произведением в бронзе. Трогательная фигурка символизирует не конкретного человека или литературного героя, а целое поколение. «Скульптура "Петербургский ангел" посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины XX века, сохранили в себе оптимизм», — пишет художник в своем блоге. Симпатичный памятник быстро обзавелся собственными приметами: если погладить зонтик — будет хорошая погода.

Самара: самый теплый памятник Фото: FotograFFF/Shutterstock

Отечественные монументы увековечивают не только людей и идеи, но и вполне конкретные блага цивилизации: в Мытищах есть памятник водопроводу, в Самаре — батарее. Последний открыли к 150-летию изобретения отопительной батареи на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС. А чтобы композиция не выглядела слишком сурово, ее дополнили котиком. Компания «Самараэнерго» объявила конкурс фотографий кошек, греющихся у радиатора, лучшее фото и стало прототипом для памятника.

К такому решению пришли не сразу: по первоначальному плану монумент должен был состоять из хитросплетений труб, ведущих к батарее, — это символизировало бы техническую сложность отопительной системы Самары. Но техногенный проект отвергли. Вариант с кошкой, греющейся непосредственно на батарее, тоже не утвердили, так как при нормальной работе системы радиаторы разогреваются настолько, что ни одно животное не выдержит такого жара. В итоге теплолюбивое создание разместили на подоконнике над батареей.

Абакан: сибирский арбуз Фото: Sergey Filinin/Shutterstock

В Подмосковье — огурец, в Курске — яблоко, в Сочи — тыква, в Абакане — арбуз. Полосатых монументов в мире немало, но если где-нибудь в Херсоне или Поволжье таким памятником никого не удивить, то для Восточной Сибири это настоящая экзотика.

Оказывается, самая большая ягода прекрасно чувствует себя в Хакасии: в Минусинской котловине уникальный микроклимат, а сочные и сладкие плоды не уступают по вкусу своим астраханским аналогам. В честь высоких урожаев местных арбузов на трассе неподалеку от Абакана установили двухметровую конструкцию из нержавеющей стали. Металлическая ягода раскрашена в полном соответствии с оригиналом и выглядит очень натурально.

Москва: Петр I, великий и ужасный Фото: Andrey Bayda/Shutterstock

Самый высокий, самый тяжелый и самый неоднозначный — памятник Петру Великому на Москве-реке. Монумент работы Зураба Церетели установили здесь почти 20 лет назад, а единого мнения нет до сих пор: одни считают его грандиозным и величественным, другие — громоздким и нелепым.

Трехъярусную 98-метровую скульптуру невзлюбили за гигантские размеры, странные пропорции и исторические несоответствия. Например, император почему-то облачен в испанский костюм XV века, а ростры вражеских кораблей украшены Андреевским флагом. Многим памятник кажется просто неуместным, поскольку царь-реформатор не любил патриархальную Москву и, как известно, перенес столицу на берега Невы. Бронзового Петра тоже неоднократно пытались перенести и даже взорвать, а в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых сооружений мира.

Фото: VLADJ55/Shutterstock

Тем не менее принять его были готовы десять городов России, и лишь в Санкт-Петербурге отказались приютить отца-основателя: здесь уже есть памятник Петру I авторства Церетели, и это изваяние в свое время «выселили» из центра города на Васильевский остров. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх