На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Гладкова
    Страшно красиво....Фотографии уникал...
  • Генрих
    И ведь действительно вкусный...Кому пришло в гол...
  • Надежда Белугина
    Галицкий - большой кудесник. Лишь бы завистники не начали ничего портить. Пусть живёт его дело, которым он вошёл в ис...Набор понравивших...

Полоцк - город знаний. Часть 2. Спасо-Ефросиньевский монастырь и прогулка по городу

Спасо-Ефросиньевский монастырь, куда мы пришли после знакомства с Софийским собором, Борисоглебским камнем, улицами Полоцка, был основан примерно в 1125 году княжной Ефросиньей Полоцкой (1104-1173), белорусской святой, канонизированной как православной, так и католической церковью. 

К этому времени дети и внуки князя-оборотня Всеслава Чародея окончательно приняли христианство, объявив своими родовыми небесными покровителями святых братьев Бориса и Глеба. Одной из традиций "Рогволодовых внуков" (так называли себя полоцкие князья по имени родоночальника Рогволода) стало целование креста при интронизации и при заключении договора между полочанами и князем. Однако род сохранил обычай называть детей славянскими именами, и после крещения каждый княжич или княжна имели два имени. Так и Ефросинья Полоцкая при рождении получила имя Предслава, при крещении - Параскева, а при пострижении в монахини - Ефросинья. Её отец, Святослав-Георгий, был младшим сыном Всеслава Чародея, а мать, София, старшей дочерью Владимира Мономаха и по женской линии внучкой византийского императора. Благодаря матери Предслава получила хорошее образование, знала грамоту. По традиции того времени с наступлением совершеннослетия в 12 лет её ждал династический брак. Но она сбежала из дома в монастырь к своей тёте-игуменье, умоляя дать убежище и постричь в монахини. Светские историки полагают, что на подобное решение повлияли известные княжне истории жизни византийских аристократок, уходивших в монастырь ради духовного развития, распространения знаний, обретения авторитета в роли основательниц и настоятельниц как женских, так и мужских монастырей.

Получив постриг, Ефросинья должна была, в соответствии с правилами, разработанными для монахинь-аристократок византийской царевной Ириной Дукеной, на первом этапе пожить киновиальной жизнью (общежительная форма монастырской жизни), познакомиться с основами монашества, а затем уйти "в затвор". Для "затвора" был выбран Софийский собор. (На фото - наиболее сохранившаяся часть собора, оставшаяся от постройки XII века).

Она испросила позволения у полоцкого епископа Илии право пожить в соборе "в глобце (подвале) каменном". В то время в славянские земли из Византии пришла аскетически-мистическая практика исихазм, когда монахи и монахини удалялись "в затвор" в пещеры и там, с помощью духовных упражнений, основанных на суперконтроле мыслительной деятельности, достигали единства с Божественной мудростью. Возможно, "глобец каменный" был своеобразным символом пещеры. Тогда и носимые Ефросиньей вериги можно объяснить не сколько фанатизмом, сколько выполнением неких духовных практик. Доподлинно известно, что в "затворе" княжна постилась и переписывала религиозные книги, прявив высочайший уровень каллиграфического мастерства.

Эти книги распрстранялись по монастырям и храмам Полоцкого княжества.  Сама Ефросинья Полоцкая очень много читала. Она постоянно получала из Константинополя, от своей родной тёти, бывшей замужем за сыном византийского императора, религиозные и светские книги. Среди светской литературы были труды античных классиков, сборники афоризмов. Часть книг княжна оставляла в собственной книжной коллекции, часть шла на создание библиотеки Софийского собора. За время "затвора" преподобная Ефросинья "жадно впитала в себя книжный разум и познала все книги".  

Наконец, пришло время подняться на третью ступень монашеской жизни аристократки - основать монастырь и возглавите его. Согласно Житию Ефросиньи Полоцкой (первое известное её Житие датировано концом XII века), святой во сне явился ангел и указал место монастыря в 2 километрах от Полоцка в деревне Сельцо, где на правом берегу реки Полоты стояла древняя деревенная Спасская церковь.

Монастырь был основан в честь небесной покровительницы княжны, Ефросиньи Александрийской, и являлся собственностью полоцких князей. (На плинфе были обнаружены изображения княжеского знака трезубца).  В церковном плане Спасо-Ефросиньевский монастырь, по мнению историков, подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Сразу по открытию монастыря преподобная Ефросинья организовала в нём небольшую школу для девочек и женщин-мирянок, сама учила грамоте монахинь. Позже обучение грамоте полочанок вошло в обязанность монахинь обители, среди которых были девушки и женщины различных социальных слоёв. Житие пишет, что преподобная "имела такой дар духовный: на кого взирала она очима своими, тотчас узнавала... может ли он быть сосудом, избранным для Господа". Такими "избранными сосудами" оказались родная сестра настоятельницы Городислава, которой та собственноручно совершила постриг и нарекла Евдокией, и кузина Звенислава, получившая монашеское имя Евпраксия. Сама же преподобная Ефросинья продолжала заниматься перепиской книг и заботиться о благополучии монастыря.

Она мечтала возвести вместо деревянной Спасской церкви каменную, но этому помешали политические события. Полоцкие князья, включая отца княжны,  в 1130 году отказались выступить против половцев вместе со всеми княжескими дружинами Киевской Руси, и киевскй князь Мстислав отправил их с семьями в "ссылку" в Византию, посадив на Полоцкий престол своего сына. Разумеется, денежные вливания в обитель из княжеской казны прекратились. В 1140 году, во многом благодаря дипломатическим усилиям Ефросиньи Полоцкой, её родные вернулись в Полоцк, заняли положенное им правящее положение, и постепенно материальное благополучие обители было восстановлено. В 1151 году настоятельница заказала полоцкому архитектору Иоанну постройку Спасской церкви как соборного монастырского храма. Работы длились до 1161 года.  Церковь довольно необычна для белорусских культовых построек XII века и представляет собой "народную" переработку византийского стилия.  По бокам хоров храма были обустроены две маленькие крестообразные кельи для настоятельницы и её сестры Евдокии.

Расписан храм был в 1161 году артелью местных художников, возглавляемых приглашённым византийским мастером. Росписи велись по сырой штукатурке и использовался ограниченный набор цветовых пигментов. На фресках изображены сцены из Библии и Евангелия, Богородица, пророки, святые, среди которых и Ефросинья Александрийская.

В 1154-1155 году Ефросинья Полоцкая, по примеру визатнийской царицы Ирины Дукены, основала ещё и мужской монастырь Пресвятой Богородицы. Она отправила в Константинополь делегацию с богатыми дарами и просьбой передать для новой обители древнюю Эфесскую икону Божьей Матери. Просьба была исполнена: патриарх Лука Хрисоверг передал в Полоцк икону, писанную евангелистом Лукой. Потом с этой иконой монахи Богородицкого монастыря по вторникам, в день получения святыни, обходили все полоцкие храмы. В 1239 году икону получила в качестве свадебного подарка полоцкая княжна Александра, выходившая замуж за Александра Невского. Сейчас Эфесская икона Божьей Матери находится в храме Александра Невского в Истринском районе Московской области.

Вернёмся на территорию Спасо-Ефросиньевского монастыря. Рядом со Спасским храмом стоит "Тёплая церковь".

В ней на витрине лежат вериги святой Ефросиньи Полоцкой. Между витриной и полом небольшой "коридорчик". Как рассказала монахиня-служительница церкви, для исцеления от различных болезней нужно три раза проползти по этому коридорчику. Впрочем, есть у него ещё одна особенность: когда ползёшь первый раз, обязательно ударяешься о витрину частью тела, где таится ещё непроявленная болезнь или глубинные бессознательные психологические проблемы.

А в этой церкви, Крестовоздвиженской, построенной в 1893-1897 года, находятся мощи святой.

Жизнь Ефросиньи Полоцкой закончилась в 1173 году во время паломничества в Иерусалим, куда её сопровождали брат князь Давид и кузина Евпраксия. Своё же  детище, монастырь, она оставила на попечение сестры Евдокии. Святая была похоронена в обители Феодосия Великого. В 1187 году её прах, дабы спасти его от занявшего Иерусалим мусульманского войска султана Салах-ад-Дина, монахи обители перевезли в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 году мощи святой Ефросиньи Полоцкой вернулись "домой", в Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Я была настолько впечатлена посещением монастыря, что когда мы переходили мост через Полоту, в очертаниях полускованной льдом реки "увидела" женскую фигуру в монашеском одеянии.

Вернувшись в светский Полоцк, мы продолжили знакомиться с его достопримечательностями. Одна из них - памятник 22 букве белорусского алфавита "У короткое", или "у нескладовое"(неслоговое), расположенный на бульваре проспекта Франциска Скорины. 

Академик Е. Ф. Карский в I томе труда "Белоруссы", изданном в 1903 году, писал, что краткий звук "у" (произносится и слышится как среднее между "у" и "в") был известен по говору смоленско-полоцких кривичей и рукописным документам XIII  века. В современный письменный белорусский язык "у краткое" внесли в 1870 году по предложению этнографа и филолога П. Бессонова, возглавлявшего в 1865-1866 годах Виленскую археграфическую комиссию. 

Там же, на бульваре - ещё один знаковый объект, памятный знак "Полоцк - географический центр Европы".

Белорусские учёные-геодезисты, приняв Европу как целостный объект, включающий Белое и Балтийское моря и расположенные вдоль их побережья острова, с помощью аэрокосмической съёмки и мощных компьютеров определили точные координаты центра Европы - 55 градусов 30 минут северной широты и 28 градусов 48 минут восточной долготы. Они пришлись на то место, где и был  в 2003 году поставлен памятный знак.

Сам же Франциск Скорина (1499-1551), в честь которого назван проспект, уроженец Полоцка, переводчик Библии и Псалтыря с латинского, греческого и церковнославянского,  повелевший "тиснути" книги "словенским языком", создатель печатного белорусского шрифта на основе рукописной кириллицы, дипломированный врач, выигравший в 20-х годах XVI века диспут с самим Парацельсом  и считавший, что "всякому человеку нужно читать, ибо чтение - зеркало нашей жизни, лекарство для души", взирал на Полоцк, полочан и гостей города с высокого постамента памятника. Начальное образование Скорина получил в Полоцке, в школе при монастыре бернардинцев. В 2011 году археологи на основании имевшегося плана обнаружили остатки его  фундамента и различную церковную утварь. Жизнь первопечатника после школы проходила уже в Кракове, Падуе, Праге, Вильне...

В Полоцком Музее книгопечатания можно увидеть качественные копии книг Франциска Скорины.

А также экспозицию оборудования старинных типографий.

Оригинальны издания книг Франциска Скорины находятся в Минске, в Национальной Библиотеке. В своих комментариях к изданным им 23 книгам Франциск Скорина всегда призывал читателей к мудрости. "Она - матерь всех добрых дел, учитель всякого доброго умения! Воистину в ней заключён разумный дух -святой, единый, многообразный, содержательный, движущийся, неосквернённый, сладкий, чистый, постоянный, добрый!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх